В последнем пункте часто фигурируют претензии к руководителям:
- Отношение к сотруднику только как к рабочей единице. Если начальник видит в подчиненных лишь инструменты для достижения цели, со временем они теряют интерес к работе;
- Частая смена приоритетов. Когда руководитель постоянно меняет задачи, коллектив теряет веру в его компетентность, а работать в режиме неопределенности сложно;
- Необоснованная критика. Шквал незаслуженных придирок демотивирует сотрудников;
- Предвзятость в премиях и штрафах. "Любимчики" и несправедливые санкции приводят к напряжению в коллективе;
- Отсутствие общения. Если сотрудник не знает своей ценности для компании, выгорание неизбежно.
Герберт Фрейденбергер выделял 12 этапов, объединяемых в 3 основные стадии: начальная, средняя и поздняя.
В.В. Бойко выделяет три основных стадии эмоционального выгорания:
- Стадия напряжения - это первая стадия, когда человек испытывает повышенную усталость, стресс и тревогу. Самостоятельное выполнение задач становится сложнее, часто возникают конфликты с окружающими.
- Стадия резистенции, или сопротивления, характеризуется попытками человека справляться со стрессом и найти пути решения проблем. Однако, вместо облегчения, внутреннее напряжение лишь усиливается. Эта стадия может длиться долгое время.
- Стадия истощения - последняя стадия эмоционального выгорания, когда человеку становится сложно выполнить даже простые задачи. Она характеризуется крайней усталостью, апатией, отсутствием интереса к жизни и работе.
Каждая из этих стадии диагностируется на основе четырех характерных для нее симптомов.
Выгорание влияет на всю команду. Ситуацию нельзя запускать.